Меню
Поиск по сайту

Коворкинг-центр - бизнес на свободной нише

Коворкинг – относительно молодой вид бизнеса, появившийся всего-то в 2005 году. Первый коворкинг-центр был открыт американским фрилансером Бредом Ньюбергом, который решил классическую проблему для фрилансера: вечная работа где попало (дома или в кафе) или работа в собственном офисе (за который нужно платить хорошие деньги). Бред объединил лучшее из двух форматов, и так появился первый коворкинг-центр – что-то среднее между кафе, офисом и домом. И уже через несколько лет идея распространилась по всему миру с ошеломляющим успехом. Совсем недавно такой бизнес появился и в России.

Услуга оказалась достаточно востребованной для представителей малого бизнеса и начинающих стартаперов, особенно в крупных городах (вроде Москвы и Питера), где аренда офиса обходится далеко не дешево, а коворкинг-центр дает всё необходимое для ведения бизнеса за небольшие деньги. Здесь вам и бесплатный wi-fi, отдельный стол и стул для работы, возможность печати документов, помещение для проведения личных встреч с клиентами, зона отдыха, отдельная кухня, консультации по бухгалтерским и юридическим вопросам и многое другое. Фрилансеры сразу ощутили пользу коворкинга – за невысокую плату ты получаешь все, что необходимо для работы, а также самое главное, чего не хватает в работе дома – обстановка. Здесь нет соблазна пойти поспать, лишнее время провести за телевизором. Здесь все заряжены делом. Видя, как работают другие – появляется желание трудиться с большей отдачей и эффективностью. К тому же здесь есть общение, и какой ни какой а коллектив – то, чего очень не хватает при работе дома.
 
Также услугами таких центров часто пользуются консалтинговые агентства, провайдеры, туристы, представители фармацевтики, веб-разработчики, репетиторы (например, по иностранным языкам).
 
При должной организации данная услуга будет пользоваться постоянным спросом. В пользу открытия коворкинга говорят следующие факты:
  1. Рост количества малых предприятий, нуждающихся в дешевой аренде
  2. Потребность в функциональных площадках для проведения встреч, семинаров, тренингов, презентаций
  3. Рост числа фрилансеров, людей, постоянно работающих один на один с компьютером, но также нуждающихся в общении.
  4. Популяризация малого бизнеса
  5. Поддержка со стороны государства. Есть немало примеров открытия подобного бизнеса при финансовой поддержки местной власти.
А теперь статистика, которая говорит о том, что такой бизнес находится в стадии развития. Так, в Москве работает всего 24 коворкинг центра, в Санкт-Петербурге – 9, в Екатеринбурге – 3. В остальных крупных городах можно встретить не более 1 – 2 подобных заведений. Ниша свободна. Пока свободна…
Организационные вопросы
Открытие коворкинг-центра следует начинать с поиска подходящего помещения. Данная задача выглядит не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Необходимо подобрать вместительное, но в тоже время не дорогое помещение, площадью от 300 кв. м. Потребуется выделить пространство для размещения рабочих зон, отдельных комнат для семинаров и тренингов, для конференц-зала, а также для кухни, комнаты отдыха, уборной и комнаты персонала заведения.
Пример планировки помещения:

Коворкинг-центр - бизнес на свободной нише

При этом нужно быть готовым к серьезным инвестициям. Помимо косметического ремонта и перепланировки помещения потребуется вложиться в покупку мебели, офисной техники, медиа-аппаратуры, бытовых приборов. Немало средств уйдет на дизайн и рекламу центра. Вложения начинаются от 1 000 000 р., на меньшее рассчитывать не приходиться.
Сколько можно заработать?
Современные коворкинги зарабатывают на предоставлении пространства в аренду для частных клиентов, а также на сдаче в аренду переговорных комнат и конференц-залов. Например, в коворкинг-центре «Свободное плавание» (Москва) аренда пространства для фрилансера будет стоить 5900 р./мес. В данную сумму входят: рабочая зона, интернет, Wi-Fi, точки подключения (электричество), печать материалов, кухня, кофе, чай, зона отдыха. Для малых бизнесменов (стартапов) аренда стоит 11900 р./мес. и к перечню услуг добавляются: фиксированный рабочий стол, офисный стул, личные ящики, переговорные комнаты. Если доплатить 3000 р., то к услугам предпринимателя добавятся парковка, а также юридические и бухгалтерские консультации. Один день для обычного фриланса (рабочая зона, интернет, кухня, зона отдыха) обойдется в 400 р.
 
Есть и такая интересная услуга как виртуальный офис, которая стоит 3900 р./мес. Клиенту предоставляется переговорная комната (10 часов, по графику резерва), почтовый адрес, прием корреспонденции, звонков и передача информации клиенту. Не дорогая и максимально полезная услуга для небольшой фирмы.
 
Расчет по выручке таков, что всего тридцать постоянных клиентов – фрилансеров будут приносить заведению порядка 180 000 р. в мес., всего 10 малых фирм – еще 119 000 р. Также стоит рассчитывать на аренду конференц-зала под семинары и тренинги – а это еще плюс 30 000 р. к выручке организации в месяц. Итого – около 329 000 р. в месяц. Основная доля средств из данной суммы будет уходить на аренду помещения (~100 000 р.), заработную плату обслуживающего персонала (~80 000 р.), а также на питание и расходные материалы (чай, кофе, канцелярия ~ 40 000 р.). При таком раскладе, «чистыми» организаторы дела будут зарабатывать порядка 100 000 р.
«Подводные камни»
Мнение по поводу прибыльности коворкинга в России разделились. Одни предприниматели считают, что это доходное дело, другие – полный провал. Отчасти, правы и те и другие, так как есть примеры как успешных проектов в данной сфере, так и неудачных стартапов. Большинство ошибок в организации подобного бизнеса связано:
  • Плохая оценка перспективности бизнеса в конкретном городе. Спрос на подобную услугу в Москве (где существует дефицит дешевых площадей) и в каком-нибудь провинциальном городке будет совершенно разный. Не нужно даже пытаться открыть такое дело в малых и средних городах – там такая услуга никому не нужна, а если и нужна, то единицам.
  • Недоработка в процессе открытия бизнеса. Если пройтись по форумам о бизнесе, то можно встретить такие отзывы о коворкинге, как например этот: «У нас в городе данная идея не пошла, хотя задумка была интересная. Открыли такой бизнес одни умельцы. Я как то решила зайти к ним и ужаснулась: сплошной ряд столов размером 50*50 см, разделенных 30см перегородками, хотя площадь помещения позволяла поставить разместить большие столы» - рассказывает пользователь «ATatam» с форума biznet.ru. Где-то не доделали дизайн, где-то решили неоправданно сэкономить – все это сказывается на общем мнение клиентом, а мнение клиентов – самое важное в любом бизнесе.
  • Недорогое, но при этом вместительное помещение. Высокая аренда может погубить данный бизнес на корню (например, помещение в центре города - не может стоить дешево). Также малая площадь не позволит должным образом расположить зал для фрилансеров, конференц-зал, зал для совещаний, кухню и т. д. Вывод: необходимо искать большие площади (от 300 кв. м.), с невысокой арендной платой и с хорошей транспортной доступностью (чем ближе к центру – тем лучше). Пожалуй, это одна из самых сложных задач в коворкинге – подобрать подходящее помещение.


Оставить комментарий