Меню
Поиск по сайту

Открываем бизнес - придорожное кафе

Рыночная ситуация
Россия – огромная страна, протяженность автомобильных дорог которой простирается на тысячи километров. Где, как не у нас развиваться бизнесу в сфере предоставления услуг придорожного сервиса? Ан нет. Пока еще нам очень далеко до стран, лидеров в сфере придорожного сервиса: США, Канада, Франция и Германия. В данных странах конкуренция в придорожном бизнесе крайне высокая. Плотность придорожных кафе и мотелей такая, что их можно встретить почти каждые 5-6 километров.
В чем же причина такого слабого развития отрасли в России? На самом деле, причин несколько и каждая в той или иной степени оказывает негативное влияние на развитие придорожного сервиса. Вот лишь некоторые из них:
  • Низкий уровень жизни населения;
  • Плохие дороги;
  • Слабая поддержка со стороны федеральных и региональных властей. Отсутствие четких норм и правил размещения объектов придорожного сервиса;
  • Отсутствие квалифицированных работников в данной сфере и так далее.
Как бы то ни было, а потребность в услугах придорожного бизнеса, в том числе и в кафе вблизи трасс остается высокой. То, что стране это необходимо, и что такой бизнес будет развиваться не вызывает сомнений.
На то есть свои доводы:
  • Увеличение численности автомобилей на дорогах;
  • Рост платежеспособности населения;
  • Рост тарифов на ж/д и авиаперевозки и как следствие увеличение автомобильного потока на дорогах страны;
  • Активизация местных и региональных властей в сторону поддержки отрасли;
  • Политика развития туризма в России.
Конкуренция среди придорожных кафе сегодня практически отсутствует. А многие из тех, что уже работают, не отвечают элементарным требованиям санитарных норм, у большинства есть масса нарушений в обустройстве территории. У 30% отсутствует даже теплый туалет. Получается, что авто-потребителю остается не так много мест, где он мог бы удовлетворить свои потребности в пище и отдыхе находясь в пути.
Как открыть придорожное кафе? Начало бизнеса…
Открытие придорожного кафе начинается с поиска подходящего участка. Здесь важно, чтобы совпало несколько факторов. Во-первых, транспортный поток. Логично, что чем он больше, тем лучше. В идеале, среди проезжающего транспорта должно быть много как легкового, так и грузового транспорта. Дальнобойщики и туристы — основные клиенты таких кафе (в этом смысле туристически привлекательным регионам повезло больше). Самый оптимальный вариант — это участок внутри населенного пункта, находящего на федеральной трассе. Помимо проезжающего транспорта клиентами такого кафе могут быть и местные жители.
Второй момент — расстояние от ближайшего крупного города. С одной стороны, от города должно быть приличное расстояние — не менее 30 км, так как в пригороде и без того много подобных заведений.  С другой стороны слишком высокая отдаленность от города не есть хорошо, ведь закупка продуктов и ингредиентов для кафе происходит именно в крупных городах, на оптовых базах. Да и персонал заведения также в большинстве случаев проживает в городе, и чем ближе кафе к городу, тем проще им добраться до места работы.
Третий момент — конкуренция. Хотя в нашей стране придорожных кафе не так много, тем не менее, в особо-привлекательных местах конкуренция может быть вполне серьезной. Согласно рекомендациям ассоциации придорожного бизнеса РФ расстояние между заведениями придорожного бизнеса должно быть порядка 30 км — в таком случае они не будут отнимать друг у друга клиентов.
Инвестиции — сколько нужно средств на открытие бизнеса
Требуемый объем инвестиций на открытие придорожного кафе может резко отличаться. На размер стартового капитала влияет:
1. Наличие инфраструктуры на участке. В первую очередь это инженерная инфраструктура: электричество и газ. Представляете сколько может потребоваться средств, чтобы тянут электричество и газ на десятки километров? Вот почему, открываться вблизи сел выгоднее — там уже есть и электричество и газ.
2. Наличие удобных подъездных путей и кармана для заезда крупного-габаритного транспорта. Если найдете такой участок, где есть большой асфальтированный карман — считайте что вы сэкономили несколько миллионов рублей. В противном случае, придется вкладываться еще и в строительство подъездных путей и парковки.
3. Масштабы проекта. Естественно, чем больше кафе, тем выше затраты на его строительство. Тем не менее, строить большое заведение в придорожном формате не имеет смысла. Редко, когда одновременно в вашем заведении будет много посетителей (если только не нагрянет автобус с туристами). В большинстве случаев достаточно и 30-50 посадочных мест.
Если говорить примерными цифрами, то строительство кафе на «голом» участке обойдется в сумму от 8 млн. рублей. С учетом всех затрат на согласования и разрешения. На меньшее рассчитывать не приходится. Затраты могут быть несколько меньше, если вы найдете готовое здание, со всеми подведенными коммуникациями. Такие объекты можно найти вблизи трасс, проходящих через населенные пункты. Или можно выкупить дом, реконструировать его, перевести под вид разрешенного использования и «дело в шляпе». В таком случае, можно уложиться и в 4-5 млн. рублей.
Как получить земельный участок для строительства кафе?
Выкупить и оформить участок под придорожное кафе и обычное заведение, находящиеся внутри населенного пункта, это не одно и тоже. Занявшись этим делом в плотную вы узнаете много интересного. Чтобы оформить придорожное кафе нужно согласовать это не только с местной администрацией, в том числе с комитетом по имуществу, но и с федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Кроме этого, в будущем, вас ждет «знакомство» и с другими контролирующими органами, в том числе  с Роспотребнадзором и Пожнадзором.
Конкретно за арендой участка следует обращаться в местную администрацию — в комитет управления муниципальным имуществом. Здесь вас попросят предоставить схему участка (примерную) и написать заявление. Далее, вас скорее всего ждут все прелести процедуры прохождения конкурса на право арендовать данный земельный участок (если в этом месте можно размешать кафе).
Палками вас гнать не должны, сейчас поддержка малого бизнеса идет от федеральных властей и к начинающим бизнесменам относятся все более «трепетно». Там же, в администрации можно более подробно узнать о всех согласованиях и разрешениях, необходимых для открытия придорожного кафе (обращайтесь также в отдел архитектуры).
Подведение коммуникаций
Определенные трудности могут возникнуть с подведением коммуникаций и созданием инженерной инфраструктуры. Самое сложное — подвести электричество, особенно если ЛЭП находится на почтительном расстоянии. Вся процедура оформления документов может занять не один месяц.
С канализацией дело обстоит несколько проще  - яма роется на месте, можно также использовать биотуалеты. Свою воду сделать также не сложно — для этого можно обратиться к слугам бурения скважин.
В итоге, на создание инженерной инфраструктуры может уйти не менее 100 тыс. рублей
Строительство кафе
После завершения всех этапов поиска и оформления земельного участка начинается процесс строительства придорожного кафе. В принципе, здесь многое схоже с организацией обычного кафе, но есть некоторые нюансы.
Главное, на что следует обратить внимание — это внешний вид кафе. Многие считают, что это не важно, что оригинальный дизайн это лишняя трата денег. Да, для обычной городской «столовой», где люди так и так зайдут покушать, не важен дизайн и оформление — главное, чтобы цены были разумными. В случае с придорожным кафе этого будет не достаточно.
Что главное для придорожного заведения — чтобы проезжающие мимо автовладельцы непременно остановились возле него. Где вам будет приятно остановится возле яркого и необычного заведения или у невзрачного полуживого павильончика? Думаю ответ очевиден.
Поэтому, чем красочней дизайн, чем уникальней оформлена прилегающая территория, чем она лучше ухожена — тем больше туристов и отдыхающих будет останавливаться возле вашего заведения. Экономить на данной статье крайне не желательно.
В завершении
На чем можно сэкономить, так это на покупке дорогостоящего и производительного кухонного оборудования. В большинстве своем, меню придорожных заведений включает легкие и знакомые блюда, которые любят кушать в пути: супы, салаты, фаст-фуд. Здесь нет смысла готовить что-то изысканное и необычное.
Основные трудности, которые могут возникнуть при открытие придорожного кафе, это: сложность в оформлении документации, трудности с доставкой продуктов питания, особенно при большой удаленности от мегаполиса, проблемы с подбором квалифицированного персонала. Окупаемость же придорожных кафе составляет в среднем 2-3 года, на меньшее рассчитывать не приходится.


Оставить комментарий