Меню
Поиск по сайту

Открываем бизнес - тепличное хозяйство

Реалии рынка
Ситуация в российском тепличном бизнесе такова, что за последние 20 лет было построено всего 200 га тепличных площадей. Среднегодовой валовой сбор овощей «под пленкой» составляет не более 600 тыс. тонн — это всего 30% от общего объема потребления. Тем временем количество импортируемых овощей составляет более 1 млн. тонн! Рынок отечественного тепличного производства не то чтобы не насыщен — он ничтожно мал. На сегодня, тепличный бизнес — это перспективнейшее направление в сельском хозяйстве, рентабельность которого, по мнению экспертов, составляет не менее 40%.

Тем временем наша тепличная продукция достаточно конкурента. Те овощи, что завозятся из за рубежа сильно уступают по качеству продукции, выращенной в российских теплицах. Причина понятна — крайне сложно перевести овощи на большие расстояние сохранив при этом их свежесть и полезные свойства. Многие иностранные производители вынуждены собирать урожай в не дозревшем состоянии, чтобы они могли «доехать» до России и не испортиться в пути. Более того, импортные овощи и зелень пропитаны разными веществами, которые продлевают срок свежести — отсюда можно сделать вывод, что такая продукция менее экологически чистая.

В нашей стране общая площадь тепличных хозяйств составляет около 2 тыс. га. Чтобы понять, на сколько это мало нужно провести сравнение с другими странами — лидерами в выращивании тепличной продукции. Так, в Японии под теплицами находится порядка 42 тыс. га, в Турции — 35 тыс. га, в Испании — 52 тыс. га. Даже в Голландии, общая площадь которой меньше Московской области, под теплицы занято 10 тыс. га. Это ¼ от всей территории страны.
Тепличный бизнес — с чего начать?
Бизнес начинается с поиска земельного участка и подсчета требуемых инвестиций. По мнению экспертов, на строительство «простенькой» теплицы под ключ площадью 10 000 кв. м. потребуется не менее 60 млн. рублей. Если же процесс выращивание предполагает использование современных технологий и последних разработок в тепличном деле — стоимость проекта увеличивается на 25%. Также входной билет может вырасти, если теплица строится в «чистом поле» - в таком случае потребуются вложения на подведение коммуникаций, строительство подъездных путей и прочих коммуникаций. Итоговые затраты могут перейти отметку в 100 млн. рублей на 1 га. При том, что окупаемость бизнеса составляет в среднем 8 — 10 лет.

Затем следует определится с материалом для строительства. «И здесь не то, чтобы можно — а нужно экономить», утверждают опытные бизнесмены. Наши предприниматели часто закупают теплицы у иностранных поставщиков, однако вскоре обнаруживают, что их еще нужно адаптировать под условия российского климата. Это требует соответствующих затрат на утеплители и конструкции для защиты от ветровой и снеговой нагрузки.
 
 
Теплицы же российского производства не сильно уступают по качеству зарубежным аналогам, при том, что значительно дешевле. У нас есть неплохие производители, такие как «Агрисовгаз» (Калужская обл.), НПФ «ФИТО» и ПКФ «АГРОТИП» (г. Москва). Покупая наши теплицы, предприниматели выигрывают не только в цене, но и на времени поставки материалов, убеждены эксперты.

Важно не прогадать и с типом покрытия теплицы. Вместо громоздких сооружений из стекла современные аграрии все чаще используют поликарбонатные теплицы. Плюсов здесь масса. Во-первых, поликарбонат весит гораздо меньше стекла, что резко уменьшает затраты на доставку материала. Общая экономия на материале выходит в районе 30%, а это не мало. Во-вторых, показатели теплоизоляции у поликарбоната на 10% больше, чем у стекла, что уменьшает затраты на обогрев теплицы. В-третьих, поликарбонат — прочнее стекла. Ему не страшен снег, влага, град и прочие механические воздействия природы.

В условиях нашего климата любая разработка, призванная снизить затраты на отоплении — жизненно необходима. При достаточном капитале можно внедрить в строение теплиц так называемую систему «зашторивания». По-другому — тепловые экраны. Это разработка израильских инженеров позволяет экономить энергию за счет отражения солнечных лучей в жаркий летний день. Зашторивание позволяет регулировать освещение и охлаждение теплицы. Кроме этого, тепловые экраны задерживают тепло в ночное время, отсюда и дополнительная экономия на отоплении.
«Тепличные технологии»
Следующий этап в организации бизнеса — изучение и внедрение современных тепличных технологий. И здесь есть чему поучится как у зарубежных, так и у отечественных хозяйств. В особенности — у голландских производителей. В Голландии уже на протяжении многих десятилетий оттачиваются технологии выращивания овощей и зелени в теплицах. Их методы выращивания растений в передвижных лотках и на автоматических линиях заслуживают самого пристального внимания.

Российским хозяйствам также есть чем похвастаться. Так, сотрудники московского научно-исследовательского института селекции и семеноводства овощных культур разработали способ выращивания томатов на трехъярусной установке. Такая система не только удобна в обслуживании, но и позволяет получать урожай до 150 кг с 1 м2. Для понимания — обычная методика позволит получить лишь 50 - 60 кг с одного квадратного метра.

Самый же популярный способ — это заимствование западных технологий и затачивание их под российские условия. Так, к примеру в свое время была адаптирована израильская система капельного полива растений. Но не все западные идеи можно принять на вооружение. Некоторые разработки по-настоящему гениальны, однако ввиду климатических условий не пригодны для российских реалий.
Поддержка государства
Несомненный плюс тепличного бизнеса — это все возрастающая поддержка со стороны государства. Сегодня на строительство и развитие тепличного хозяйства выделяются субсидии из федерального и регионального бюджетов. И этим обязательно следует пользоваться, утверждают участники рынка. Государство может компенсировать до 100% затрат на подключение площадки к инженерным сетям: газу, водоснабжению и электроэнергии. Компенсируется и процентная ставка по взятым на развитие дела кредитам. Особо значимым проектам возможна финансовая помощь на приобретение материалов и оборудования для теплиц.
Программы финансовой помощи распространяются как на крупные хозяйства, так и на небольшие комплексы площадью менее 1 га. Главное условие — чтобы деятельность была оформлена (СПК, ООО или КФХ) и расчетная окупаемость проекта составляла не более 8 лет.
Видео — тепличный бизнес в промышленных масштабах



Оставить комментарий