Меню
Поиск по сайту

Питомник растений как бизнес

Питомниководство — одно из перспективных направлений в малом бизнесе. Привлекательность дела по выращиванию рассады и саженцев заключается в том, что его можно организовать на сравнительно малых площадях — фактически, в условиях дачного участка. Так, с небольшой теплицы площадью 100 кв. м. ежегодно можно получать до 60 тыс. штук рассады земляники. При цене одного кустика в 20 рублей, «выхлоп» получается в районе 1 000 000 рублей.
В годы перестройки многие питомники России пришли в упадок. Денег на реконструкцию изношенных помещений и внедрение современных технологий не было, поэтому «самых слабых» закрывали или продавали за бесценок. В результате этого, в стране осталось «на ногах» всего-то чуть более 200 питомников. Для сравнения — в Германии и Франции насчитывается более 5000 питомников, в не самой большой Польше — 3000 питомников, а в России — всего 200. Совсем печальная для нашей страны статистика, при ежегодном то объеме роста рынка в 20%.

Эксперты утверждают, что масштабы страны, численность населения, разнообразие климатических условий, позволяют свободно работать на территории России не менее 10 000 питомников. При этом, ни кто не запрещает и осуществлять экспорт в страны ближнего зарубежья. Потенциал просто огромен.
С чего начать?
Для начала неплохо бы изучить спрос на продукции в вашем регионе и близлежащих населенных пунктах. В начале пути именно этот рынок будет вашим основным источником сбыта. Следует оценить свои финансовые возможности, способность вложить деньги и ожидать прибыль не раньше чем через 1-2 года.

Успех дела во многом будет зависит и от местоположения участка, близости его к крупному городу. Большой плюс, если участок подключен с инженерным сетям, прежде всего к электроэнергии и водоснабжению. Это позволит с наименьшими затратами организовать выращивание саженцев в закрытом грунте.

Следует позаботиться и о возможности привлечения дополнительных рабочих рук. Это могут быть люди из числа ваших ближайших родственников, знакомых или друзей. При не стоит забывать и про обучение. Открытию бизнеса должно предшествовать плотное изучение технологии, чтение соответствующей литературы. Беспроигрышный вариант — стажировка в действующих крупных питомниках, или работа там с целью получения необходимого опыта.
Требования к земельному участку
Не все земельные участки одинаково подходят для организации питомника. Поиск подходящего из них — задача несложная, важно лишь знать некоторые правила. Первое, на что следует обратить внимание — залегание опасных грунтовых вод. Важно, чтобы вода не проходила на глубине ближе 1,5 метра. Расстояние от поверхности почвы до грунтовых вод определяют вырыванием шурфа.

Далее — состав почвы. Тяжелые, малоплодородные, глинистые, заболоченные, заросшие пыреем и осотом почвы, выбраковываются сразу. Оптимальная для организации питомника — рыхлая почва с высоким содержанием гумуса. Для высаживания саженцев выбирают хорошо прогреваемые склоны: южный или юго-западный. Для посадочного материала подготавливают защиту от ветра. Высаживают по периметру декоративные породы деревьев, устанавливают изгороди, хозблоки. Большой плюс, если рядом находится лесная опушка, которая может служить прекрасной преградой от сильных ветров.
А что собственно выращивать?
Естественный вопрос, который задает себе каждый начинающий питомников — какие виды растений выращивать? Опять же, во многом все зависит финансовых возможностей организатора дела, климатических условий региона выращивания и размера самого участка отведенного под питомник. Некоторые виды растений крайне выгодны в розничной продаже. Так, например саженец голубой ели в возрасте от 3-х лет будет стоить не менее 12 тыс. рублей. Однако вырастить голубую ель крайне сложно. Необходимо соблюсти строгую технологию, чтобы в результате получить голубую ель, а не классическую зеленую.
 
Выгодным может оказаться выращивание роз. Преимущество растений в том, что на 10 сотках можно вырастить за три месяца до 30 000 саженцев роз. Одним цветок, в зависимости от сорта, стоит от 150 до 1000 рублей. Единственная существенная сложность — придется строить теплицу, так как растения необходимо получить уже к началу сезона продаж.

Другое доходное направление - выращивание рассады земляники. Рассады хорошего качества всегда не хватает, поэтому спрос на растение традиционно сохраняется высоким. В условиях закрытого грунта можно получать 200 - 400 штук с одного квадратного метра в год. Фактически, небольшая теплица на 100 кв. м. может обеспечить выход в 20 — 40 тыс. штук рассады земляники в год. При розничной цене в 20-22 рубля за кустик, выручка предпринимателя составит порядка 400 — 880 тыс. рублей.

Что же касается саженцев плодово-ягодных культур, то наибольшим спросом на рынке пользуются саженцы яблонь, на втором месте — малина и смородина, на третьем — вишня, груша и слива. Более экзотические растения, вроде винограда, абрикоса, черешни и миндаля, покупают не так часто. В конечном счете, ни что не запрещает выращивать в питомнике 20, 50 и даже 100 видов растений.
Подводные камни бизнеса
Особенностью бизнеса является ярко выраженная сезонность в реализации продукции питомника. Саженцы традиционно покупают весной и осенью. Это создает целый ряд трудностей: необходимо еще до начала сезона подготовить посадочный материал, произвести прививание, черенкования, продумать каналы сбыта продукции. Процесс реализации продукции, пожалуй, один из самых сложных и непредсказуемых.

Самые желаемые клиенты -крупные заказчики, вроде администраций, владельцев парков, санаториев. Это те организации, которые могут заказать 500 - 1000 саженцев и более. Однако работать с ними не просто, так как сложно предугадать, что конкретно хочет такой клиент. Ему может понадобится 700 полутораметровых саженцев тополя, которых у вас наверняка не будет. Вырастить дерево — это ведь не булку хлеба испечь. Для выращивания такого дерева потребуется минимум 4 года. А крупному заказчику, нужно купить все сразу и в одном месте.

Малым питомникам остается надеется на небольших оптовых перекупщиков и розничных торговцев, тех, что торгуют саженцами на трассах. А также на владельцев дачных участков, которые любят превращать свои владения в «райские сады».

Впрочем, есть и другой, более привлекательный вариант сбыта продукции. Можно арендовать земельный участок вблизи крупного города, непосредственно рядом с трассой где проходит большой трафик автомобилей. Участок огораживается, ставится будка охранника, вагончик для работников отдела продаж, устанавливается рекламная вывеска: «Растения для сада и огорода». Данная площадь может служить отличной базой для розничной продажи саженцев как с вашего питомника, так и растений, закупленных на стороне (для расширения ассортимента). Получится, своего рода супермаркет по продаже растений и саженцев под открытым небом. Такие объекты привлекают внимание почти каждого дачника и владельца земельного участка. Человек будет проезжать мимо и останавливаться ради любопытства, просто посмотреть, а в итоге будет уезжать с 4 — 5 саженцами яблонь, груши или декоративной ели.


Оставить комментарий